Как выбрать ребенку игрушку по возрасту
Некоторые родители полностью ориентируются в этом вопросе на вкус ребёнка и покупают то, на что малыш укажет пальцем. Этот метод не всегда правильный, особенно для маленьких детей, ведь им просто нравится всё новое и яркое. И если игрушка не соответствует возрасту ребёнка, то он быстро потеряет к ней интерес и потребует новую. Этот процесс может стать бесконечным. Неправильно ориентироваться и только на вкус взрослого. Часто родители подсознательно покупают такие детские игрушки, о которых сами мечтали в детстве и удивляются, почему ребёнку не нравится такая замечательная вещь... Да и реклама одинаково «зомбирующе» действует на детей и на взрослых, заставляя покупать что-то модно-престижное, но не всегда нужное ребёнку. В общем, выбор игрушек – дело непростое, тем более что каждый ребёнок уникален и интересы у каждого свои. Однако есть общие закономерности развития детей, на которые и следует ориентироваться, выбирая ребёнку игрушку, соответствующую возрасту.
Так, главным свойством игрушек для детей первого полугодия жизни будет их сенсорная значимость (то есть зрительная, слуховая и осязательная привлекательность) – это подтвердят вам и окулисты, и психологи, и педагоги. Поэтому первые «малышковые» игрушки должны быть ярких цветов: до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги. Малышам нужно покупать небольшие по размерам яркие пластмассовые и резиновые игрушки с нерезким звуком или приятной мелодией (например, модуль «карусель», что вешают над кроваткой, всевозможные погремушки, куклы-пищалки).
Для детей с шести месяцев до года важно взаимодействовать с игрушкой, щупать, крутить, теребить её, извлекая звуки. Полезны будут мягкие игрушки с различными наполнителями, а ещё это лучший возраст для приобретения так называемых детских центров – игрушек с множеством звуковых и музыкальных кнопок, рычажков, фонариков и съемных деталей.
У детей от года до трёх ведущей деятельностью становится предметная. Малыши учатся собирать из частей целое (или наоборот), придавать вещам определённое положение в пространстве. Самое время приобретать пирамидки, кубики, матрёшек и другие подобные предметы. В этом возрасте очень быстро совершенствуется мелкая моторика. Будут полезны для малыша игры-вкладыши различной сложности (когда нужно в дощечку с вырезанными в ней контурами вложить соответствующие фигурки). Если он освоил более простые игрушки, то смело покупайте ему пластиковую мозаику с крупными блоками и первые «орудия труда» – лопатки, формочки для песка, карандаши.
В 1,5 – 2 года особое удовольствие дети получают, играя с водой, песком, крупой, пластилином. Многие родители не любят подобных игр из-за того, что ребёнок пачкается и приходится постоянно убирать. Однако для правильного развития детей подобные игры неоценимы! Очень привлекательны и любимы детьми так называемые развивающие игры и игрушки – всевозможные конструкторы, пазлы, шнуровки. Развивающие игрушки сделаны так, чтобы помочь ребёнку развивать различные психические функции - моторику, восприятие, внимание, память.
В три-четыре года малыши осваивают несложные ролевые игры, а значит, им обязательно понадобятся игрушечные куклы и звери. Причем, это в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам. Не лишними будут мячи разных размеров, кольца, которые надо набрасывать на штырек и несложные конструкторы.
Возраст 4 - 5 лет идеален для самых разнообразных конструкторов и мозаик. Они прекрасно развивают логическое мышление и фантазию ребёнка. У детей этого возраста появляется сюжетная игра, поэтому желательно, чтобы у него были различные куклы и фигурки людей и животных, чтобы играть в зоопарк, школу, город и т.д. При этом не обязательно покупать дорогие наборы для сюжетных игр, можно сделать их своими руками из подручных материалов.
После 6 лет детей интересует сходство игрушки и оригинала, поэтому игрушки (впрочем, как и игры) становятся реалистичными. Мальчикам этого возраста нравятся радиоуправляемые машинки, сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. А девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним. В этом возрасте детям доступны и интересны большинство настольных игр и игрушек - головоломок.
Выбирая игрушку, соответствующую возрасту, ориентируйтесь на то, как развивается именно ваш ребёнок, ведь в игровой деятельности ребёнка нет чётких возрастных границ, её этапы не заканчиваются, а плавно перетекают друг в друга.