Ваш малыш из возраста младенчества перешел в ранний дошкольный возраст, который некоторые исследователи называют " ходячим" детством, включая сюда детей от года до трех лет. Само название говорит о главной перемене, происшедшей с вашим малышом: он начал ходить и это повлияло на все его развитие.
У малыша появилось стремление к самостоятельности и независимости. В то же время он продолжает чувствовать большую привязанность и зависимость от родителей, особенно от того из них, с кем он проводит большую часть времени.
Постепенно у вашего малыша появится интерес к детям. Вначале контакты между вашим малышом и его сверстниками возникнут по поводу игрушек или предметов, потом они начнут подражать друг другу в игре и постепенно это перерастет в совместную игру.
Большие перемены произойдут с речью вашего малыша. Резко возрастет количество слов. От года до полутора лет словарь вашего малыша возможно состоял из 10 слов, а к двум годам он колеблется от 50 слов у одних детей, до 200 у других. Фраза состоящая из слова и жеста или из двух слов станет развернутой и появится связная речь, то есть возможность словами описать происходящее.
Дети в этом возрасте начинают понимать, что между предметом и его функцией есть определенная связь: веником подметают, а расческой причесываются. Малыш начинает видеть причину и следствие и может предвидеть результат своих действий.
В зависимости от всех этих перемен изменится и его игра, от подражания простым действиям малыш перейдет к символическим действиям, иными словами у него появится элемент "как будто", который связан с появлением у него воображения.
Все эти перемены в игре, возможно, потребуют от вас "ревизии" игрушек малыша.
От года до полутора лет.
Ребенок любит:
• Ходить по всей квартире, держа что-то в руках.
• Вставать и садиться.
• Играть, сидя на корточках.
• Ходить по лестнице.
• Залезать на диван, кресло.
• Подражать вашим действиям.
• Возражать, говоря “нет.”
• Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами,
• Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей.
• Отвечать на простые вопросы
• Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки.
• Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч.
• Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их.
• Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики.
• Играть с песком, с водой.
• Кушать самостоятельно
Дайте ребенку:
• Ваше внимание.
• Время для совместной игры.
• Место для игры на полу - хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом.
• Удобное место для ходьбы - устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью.
• Детский устойчивый стульчик и столик.
• Кубики - стоить несложные постройки, загружать в машину и возить.
• Почтовый ящик с 2 -3 разными отверстиями.
• Пирамидку из трех - четырех колец.
• Стаканчики круглой и квадратной формы - строить башни, вкладывать один в другой.
• Различные коробочки, шкатулки, старые сумки.
• Большие игрушки для улицы - ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом.
• Игрушки, которые можно тянуть и толкать - разного вида каталки с вращающимися деталями, машины.
• Большие мягкие игрушки - кормить их, причесывать, укладывать спать.
• Предметы для игры с водой - пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки.
• Игрушки, которыми можно стучать - пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания - колышки, шарики и т.д.
• Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы - расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям.
• Книжку из картона с простыми понятными картинками.
• Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука - бубен, металлофон, дудочку.
• Его собственные тарелку, чашку, ложку - удобные и небьющиеся.
От полутора до двух лет.
Ребенок любит:
• Использовать в речи слова.
• Использовать предложения из 2 -3-х , а затем и более слов.
• Бегать, помогать по дому,
• Утверждать “мое”.
• Наблюдать за старшими,
• Приходить, когда его зовут,
• Залезать на все предметы,
• Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку,
• Переносить и приносить предметы,
• Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела,
• Сортировать предметы.
• Копать и размешивать,
• Класть предметы на место.
• Черкать на бумаге,
• Перелистывать страницы, показывать картинки в книге.
• Завинчивать и отвинчивать.
Дайте ребенку:
• Игрушку “почтовый ящик”- 3 - 4 разными отверстиями.
• Детский магнитофон, включаемый нажатием.
• Сумку для ношения предметов,
• Пастель, мелки больших размеров и бумагу.
• Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку.
• Книжки с простыми знакомыми сказками,
• Простой конструктор, простые пазлы
• Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место,
• Пластиковые банки с завинчивающимися крышками.
• Постоянную любимую игрушку - куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.
От двух до трех лет.
Ребенок любит:
• Общение со взрослым, в том числе по телефону.
• Играть рядом, а потом и вместе с детьми.
• Принимать самостоятельные решения.
• Рассматривать фотографии.
• Петь песенки.
• Помогать по хозяйству.
• Смотреть телевизор.
• Играть с водой.
• Чистить зубы.
• Купаться (но не мыть голову)
• Старые любимые игрушки.
• Свою одежду и обувь.
• Качаться на качелях.
• Лазить по лестницам и шведской стенке.
• Пересчитывать предметы.
• Игры, отражающие повседневную жизнь (купание, кормление, поездка на машине и т. д.)
• Шумные подвижные игры, "возню" с детьми и взрослыми.
• Игры с правилами.
• Рассматривать книги, слушать чтение.
• Рисовать, лепить, строить.
• Наряжаться.
• Вынимать и складывать предметы.
Дайте ребенку:
• Свое внимание и время. Совместное приготовление пищи, уборка.
• Альбом с фотографиями - рассматривать и называть знакомых людей.
• Книги с сюжетными картинками, простые сказки и стихи - рассматривать, называть картинки, читать и рассказывать.
• Записи детских песенок, Видеофильмы: сказки, детские передачи.
• Возможность поговорить по телефону.
• Сюжетные игрушки и бытовые предметы: посуда, коляска, кроватка с набором белья, машинки, наборы "Доктор", "Парикмахерская", кукла с набором одежды.
• Бумагу, цветные мелки, краски и большие кисти.
• Пластилин и формочки для печенья - вырезать разные фигурки из пластилина.
• Конструктор, в состав которого входят разнообразные формы, пазлы из 3-6 частей.
• Пирамидки и матрешки из 4-5 частей.
• Почтовый ящик с 4 - 5 отверстиями.
• Картинные лото, представляющие из себя большие карты с 3 - 6 ,картинками и набор маленьких картинок к ним.
• Мелкие игрушки или предметы - пересчитывать, группировать.
• Место и оборудование для подвижных игр: матрас, подушки, мячи, шведская стенка.
• Коробку со старыми головными уборами, шарфиками, сумками - наряжаться.
• Набор перчаточных кукол" би-ба-бо" - для показа сказок вашему малышу и его друзьям.
ПИРАМИДКА
Приблизительные нормы "по собиранию пирамидки":
1год - полтора - ребенок собирает пирамидку из шаров без учета величины
Полтора -два года - из колец без учета величины
Два - два с половиной года - собирает пирамидку из трех колец с учетом величины
Два с половиной - три года - собирает пирамидку из 4-5 колец с учетом величины.