На 82-м году жизни скончался Вячеслав Тихонов – один из немногих отечественных артистов, чье постоянное пребывание на экране в качестве положительного героя было абсолютно оправданным.
Даже в беспрецедентной череде смертей еще не окончившегося 2009-го уход Вячеслава Тихонова - особая статья. Не только потому, что истинно народный артист – от "Дело было в Пенькове" до "Доживем до понедельника", от "Мичмана Панина" до Андрея Болконского, от "17 мгновений…" до "ТАСС уполномочен…".
Когда хотят показать прошедшее время, чаще всего берут черно-белую пленку. Вячеслав Тихонов, превосходно работавший в цвете, все же прежде всего ассоциируется с черно-белым кадром. Когда ничего лишнего, когда не спрячешься за многоцветье, а все краски - лицом, голосом, походкой. Собой, проще говоря.
Вячеслав Тихонов был королем советского черно-белого кино. Черно-белого – в самом широком смысле. Когда кругом фашисты, как в "Мгновениях", или царские сатрапы, как в "Мичмане Панине", или бездушные коллеги-учителя – как в "Доживем до понедельника". А среди них – герой Тихонова. И непонятно, на чем строить драматургию, если противоположности выражены столь четко. Сразу ясно, что Тихонов среди них – наш разведчик, пламенный революционер и душевный учитель. Симпатии – сразу же на его стороне. И весь остальной фильм главному герою Тихонова приходится отстаивать право на положительный героизм – чтобы без ходулей, чтобы не скучно, чтобы не выключили. Быть положительным – самое трудное; Тихонов был им. До конца.
Вячеслав Тихонов умер вскоре после того, как один из телеканалов выкрасил Штирлица в нечто зелено-коричневое и с гордостью показал цветные "17 мгновений" миру. Сам "Штирлиц" в этом не участвовал; объективно – болезнь. Последней ролью Вячеслава Тихонова в кино – у Эльдара Рязанова в "Андерсене" – стал Бог. Просто Бог. "Запоминается последняя фраза".
В интервью корреспонденту Радио Свобода Марку Крутову о великом актере говорит ректор Высшего театрального училища им. Щепкина Борис Любимов:
- О Тихонове сказать – сказать о целой эпохе кинематографа, об эпохе в жизни страны. Я всегда думаю о том, с какой щедростью Господь (или судьба) всего за несколько лет породили столько гениальных актеров. Кирилл Лавров и Иннокентий Смоктуновский – 1925 года рождения, 1926 года – Евгений Евстигнеев и Евгений Леонов, 1927-го – Михаил Ульянов и О.лег Ефремов, 1928-го – Вячеслав Тихонов, Алексей Баталов, Юрий Яковлев, 1929-го – О.лег Борисов… Сейчас от этого поколения остались только Баталов и Яковлев...
Тихонов принадлежал к тому поколению, которое могло целиком остаться только в кинематографе сталинской эпохи. Очень часто так бывает – и не только у нас, на Западе тоже: сверкнул в 40-е годы, а в 50-е уже не востребован. Но Тихонов прошел через 50-е годы. Прошел через 60-е, 70-е, 80-е. И в 90-х снялся в "Утомленных солнцем" у Никиты Михалкова.
От Герасимова до Михалкова. Поколения советских и российских режиссеров снимали Тихонова как одного из первых российских актеров. Он мог сыграть роли совершенно разного диапазона: простого моряка в фильме "Чрезвычайное происшествие", через несколько лет – князя Андрея в фильме Бондарчука, а потом – самую, наверное, известную свою роль, Штирлица-Исаева.
Когда прощаешься с артистом, всегда думаешь о том, что в нем осталось невостребованным. Простой человек, интеллектуал, князь... Что еще Тихонов мог сыграть? Это – загадка, разгадки мы не узнаем никогда.
Вячеслав Тихонов – одна из самых значительных фигур отечественного кинематографа, перешагнувшая рамки искусства, ставшая просто знаком жизни. И при этом – человек, о котором я никогда не слышал ни одного гадкого слова, ни одного слова осуждения. Достойный, значительный, светлый человек.