Дети радуги

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети радуги » Детский мир » Вальдорфская педагогика. Что думаем?


Вальдорфская педагогика. Что думаем?

Сообщений 1 страница 6 из 6

1


    Школа, в которой не ставят оценок и не ругают... Школа, в которой вместо того, чтобы читать книги, танцуют, играют на флейте, лепят из глины и мастерят игрушки... Школа, в которой дети сами пишут для себя учебники... Одним словом – свободная школа. Так определяют свой метод преподавания и воспитания детей последователи вальдорфской педагогики.
     Но свободной эта школа считается не оттого, что в ней правят анархия и беспорядок, а потому, что эта система не ставит физических и психологических преград ученику на пути развития в нем гармоничной, высокодуховной, творческой личности, способной успешно проявить себя в любой сфере человеческой деятельности.

     Не пичкать знаниями?..
   

     Последователи вальдорфской педагогики считают неправильным с самого раннего возраста пичкать ребенка большим количеством сухих академических знаний, как принято в традиционной образовательной системе. Это, по их мнению, противоестественно его природе развития. Ведь человек, по теории Рудольфа Штайнера – основателя методики, это своеобразная маленькая цивилизация. Он развивается постепенно, в сознании и физиологии Человека за его жизнь сменяются этапы, которые прошло на своем пути Человечество.
     В вальдорфских детских садах строг запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение малышей. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому естественным законам природы, свойственно подражание. Поэтому познание происходит в действии.
   
   Из истории методики

     Более восьмисот вальдорфских школ в разных странах мира разделяют общий подход к образовательным идеям Рудольфа Штайнера. Австриец по происхождению, ученый, художник и философ основал первую вальдорфскую школу в1919 году в Штутгарте (Германия), где впервые был применен практический подход к образованию, основанный на глубоком понимании внутреннего мира ребенка: кто он такой, как он развивается, каким образом откликается на воздействие со стороны.
     Задача вальдорфского образования – разностороннее обучение малыша. Такое обучение, когда затронуты и голова, и сердце, и руки. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Таким образом, в учениках формируется внутренняя потребность к познанию, что позволяет отказаться от системы соревновательных оценок и показателей.

А для учеников младших классов на их уровне развития наиболее свойственно устное творчество. Ведь не сразу человечество изобрело письменность в ее современном виде. Сначала из уст в уста передавались народные предания, мифы, сказания, былины... Первые надписи появлялись в виде рисунков и иероглифов, копирующих действительность. Поэтому в начальной школе обучение происходит в основном в устной форме, большое внимание уделяется народному творчеству: сказки, загадки, пословицы, былины, сказания, повести Ветхого Завета. У детей нет учебников. Они пока не занимаются чтением, но изучают буквы. Причем «выводят» их самостоятельно: рисуют, мастерят, изображают соответствующие письменным символам образы из окружающего внешнего мира. Так, как это делали наши предки, изобретая наскальные надписи.
     К пятому классу социальное развитие становится главным в ребенке, и опять же по условию методики история и мифология древних цивилизаций обеспечивает ему эту потребность. В средней школе вводятся некоторые основные академические предметы, но и эти знания усваиваются не из учебников, а познаются сначала опытным путем.
     Ребенок должен пережить, пропустить через себя полученные знания. Причем все науки преподносятся в тесной взаимосвязи между собой. Результаты своих наблюдений, впечатления, выводы, комментарии учителя ребята записывают и зарисовывают в тетрадь. Таким образом, дети сами пишут для себя учебник.
     Ну а мышление старшеклассника, согласно данной методике, уже достаточно развито, чтобы усваивать знания в «чистом», академическом виде. К тому же впереди – выпускные экзамены. Теперь в ход идут и учебники, обобщая все то, что в образном виде и путем собственного опыта было постигнуто раньше. Кроме того, наступает период в жизни, когда необходимо сосредоточиться на какой-нибудь более узкой сфере знаний. Поэтому старшеклассник, если захочет, может выбрать для себя профилирующие предметы и уделять им больше внимания, нежели другим.

    Искусство в себе?

     Еще один из основополагающих моментов вальдорфской педагогики – искусство. То, чему в обычных общеобразовательных школах уделяют лишь толику внимания. Между тем, чтобы воспитать в ребенке творца, нужно развивать не только голову и руки, но и сердце. Да и потом: искусство – оно в природе вещей. И особенно нуждаются в творчестве маленькие дети. Воспринимая окружающий мир, ребенок получает от него импульсы и в ответ подражает ему, выливая свои действия в рисунок, танец, игру.
     Так что основные занятия в вальдорфской школе, в отличие от обычной, – это рисование, живопись, музыка, обязательное обучение игре на музыкальных инструментах, декламация, драматическое искусство. С помощью художественных образов, созданных творцами всего мира, ребенок глубже понимает мировые процессы, особенности той или иной эпохи.
     Особый вид искусства, который преподают только в вальдорфских школах и детских садах, – эвритмия. Это нечто, подобное танцу, где музыка или речь выражается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным нотам или звукам. Эвритмию также называют «видимой речью» или «видимой песней». И хотя она часто ставит в тупик родителей, незнакомых с вальдорфским образованием, дети с удовольствием отзываются на ее простые ритмы и упражнения, которые помогают им укрепить и привести в гармонию их тело и жизненные силы. Позднее старшие ученики разрабатывают сложные эвритмические представления поэзии, драматургии и музыки, таким образом глубже проникая в композицию и содержание.

    То, что вы делаете руками...

     Ручной труд – это третий «кит» вальдорфской педагогики. Чтобы познать мир во всей его целостности, ребенок должен научиться созидать. Каких только занятий нет в вальдорфских школах: и лепка из глины, и плетение корзин, и вязание, и шитье, изготовление игрушек. Из специального конструктора ребята строят модели дома, работают на школьном приусадебном хозяйстве. Именно поэтому изначально вообще все вальдорфские школы располагались в усадьбах, парках, на фермах, владели собственным земельным участком.

    Делу – время

     Учебная программа выстроена очень ритмично. Все занятия проводятся четко по графику. Каждый урок, день, неделя, месяц, год начинаются с того, что дети вместе с учителем ставят перед собой определенные цели, а заканчиваются подведением итогов и обобщением усвоенного.
     Распорядок школьного дня подчинен «законам» наиболее эффективного усвоения детьми информации. День начинается с приветствия учителем каждого ученика лично. Дальше следуют чтение утреннего стихотворения, декламация, игра на флейте. Таким образом, дети плавно втекают в атмосферу основного урока, который занимает два следующих часа. Так, выстроенное расписание базируется на том, что утром ребенок наиболее восприимчив, а его умственная активность находится на самом пике. Итак, основной урок посвящен академическим знаниям и дается «эпохами». Первые четыре недели изучается, например, геометрия, следующие три недели – история и так далее. Дальнейшее учебное время разбито на более короткие промежутки – по 45 минут. Посвящены они изучению искусств (рисование, живопись, музыка), иностранных языков (с четвертого класса изучаются два языка), математики, русского языка и других предметов, которые не относятся в вальдорфской школе к числу основных. Вторая половина дня, когда концентрация внимания у ребят снижена, а физическая активность, наоборот, очень высокая, отдана играм, гимнастике, танцам, ручному труду.
 
   
Утро без отметок

     В возрасте 7–14 лет, считают последователи Рудольфа Штайнера, для детей очень важно избрать для себя авторитет. В школе такой авторитетной фигурой является учитель. Именно поэтому идеальным вариантом считается, если на протяжении восьми лет у класса не меняется классный руководитель. С его помощью ребята лучше усваивают знания. Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает распространять свое внимание за пределы семьи. Школа должна стать для него своего рода вторым домом, а учитель – «третьим родителем». Некоторые исследователи, занимавшиеся вопросами вальдорфской педагогики и наблюдавшие ребят в классах и детсадовских группах, утверждают, что в них царит атмосфера общей доброжелательности.
     Достигается это не только за счет внимательного и дружелюбного отношения учителей к ребятам, но и за счет отсутствия оценочной системы в школах. Вальдорфские педагоги считают, что оценки, похвалы, воспитание примером приводят лишь к соревновательности и развитию в ребенке заостренного внимания к собственной личности, эгоцентризма. По той же причине учеников сильно не ругают и не хвалят. Важно, чтобы стимулом к познанию были не похвала и поощрение, а сам процесс получения знаний. Не концентрируясь на самом себе, малыш учится адекватно воспринимать деятельность окружающих. Он интересуется творчеством одноклассников, помогает и в результате положительно оценивает работу другого. Кроме того, такие дети способны работать в коллективе, руководствуясь общими интересами и в то же время внося личный вклад в общее дело. («У меня лучше получается это, у тебя – другое, а у него – третье. Вместе у нас получится все».)
     Оценки же выставляются лишь на контрольных и экзаменах, проводимых в общей системе образования, и на выпускных экзаменах в старших классах, когда ученики готовятся к поступлению в вузы. Внутри школы баллы никакой роли не играют.
     Вальдорфский педагог хорошо знает каждого ученика, уделяет внимание именно его личности, его способностям, следит за процессом развития, подстраивается под его темпы усвоения информации и периодически дает родителям отчет о своем подопечном.
     В вальдорфских начальных классах не бывает домашних заданий, потому что в этом возрасте малыш еще не в силах самостоятельно справиться с любой письменной работой. Ее за него делают, как правило, родители. Задания на дом начинают задавать с четвертого класса.
     Надо насторожиться?
     Знакомясь с принципами воспитания детей, сформулированными Рудольфом Штайнером, приходишь сначала в изумление: «Как это так: нет оценок?! Как можно учиться без учебников?!!», потом в восхищение: «А ведь здорово – учиться без оценок. И не читать скучные учебники, а самим их рисовать, проводить опыты, играть в драмкружке, учиться музыке, рукоделию... Такое разнообразие!..», а потом погружаешься в задумчивость: «Но позвольте!..» И вот тут начинается...
     За годы учения в вальдорфской школе ребенок привыкает, что его действия никто не критикует и не оценивает. Но приходит пора поступать в вуз и нужно получить-таки эти самые оценки. Не будет ли это стрессом для подростков? Да и потом: жизнь за стенами школы достаточно жестока и прагматична. Нужно суметь и когти показать, когда потребуется, и громко, во всеуслышание сказать: «Я!» А что делать, если человек этого в принципе делать не умеет... Сможет ли он адаптироваться к новой реальности? А если не сможет, то насколько радостна и гармонична будет его жизнь? Ведь таких, как он, – единицы.
     Следующий вопрос, который напрашивается: а что, если родители, разочаровавшись в вальдорфской школе, решат перевести ребенка в обычную? Или в районе проживания есть только вальдорфский садик, а школа будет «простой»? Или нет старших классов? Или школа по каким-то причинам закроется? Все-таки частное учреждение. Вальдорфские педагоги говорят, что проблем в этих случаях не возникнет. Ученику выставят оценки, а по знаниям он будет даже опережать будущих однокашников. Исключение – начальная школа: ведь в первых двух классах детей не учат читать. Так что переводиться в другое образовательное учреждение нужно, по крайней мере, закончив начальную школу. А вот переход из обычной школы в вальдорфскую будет сложнее. Причем чем дальше, тем больше. Потому что слишком уж специфичны предметы и методика образования в целом.
     Некоторые исследователи, а также представители православной церкви обвиняют вальдорфскую систему в сектантстве. Мол, занимаются теософией, искажают смысл Библии. Сами же вальдорфские педагоги объясняют свое отношение к религии так: «В смысле принадлежности к определенной секте или конфессии мы не религиозны, однако школа стремится к духовной ориентации и в основном опирается на христианство. Христианские праздники отмечаются и классами и школой. Что же касается преподавания религиозной доктрины, то оно не входит в школьную программу, и вальдорфскую школу посещают ученики разных вероисповеданий. Духовное наставничество направлено на пробуждение у ребенка естественного восхищения чудом и красотой жизни».
     Все ученики и учителя вальдорфских школ широко отмечают четыре праздника, соответствующие временам года: Михайлов день (осень), Рождество (зима), Пасха (весна) и Иоаннов день (лето). Они связывают человека с ритмами природы и космоса и приобщают детей к культуре празднования, которая была утеряна современными цивилизациями.
     Возможно, кого-то насторожит и такой момент: вальдорфские учителя поощряют тех родителей, которые убирают из дома телевизоры и компьютеры. Эти признаки цивилизации, по их мнению, – наибольшее зло, которое можно причинить детям.
     Но как же быть, если мы живем в цивилизованном мире? В XXI веке. Будет ли ребенок, не знакомый с современными средствами массовой коммуникации, полноценным представителем своего общества?.. Хотя, возможно, кого-то такой подход к делу очень даже обрадует. Ну действительно: сколько можно крови и бестолковых мультиков? Лучше общаться с природой и учиться искусствам... (с)

0

2

Для начальной школы, как мне кажется, эта система просто идеальна. Я помню, как мне нравились уроки труда, рисования, пения, физкультуры. Они были самыми интересными. Усидеть за партой было так сложно... Но вот дальше? Всё равно надо приучаться сидеть над учебниками, извлекая нужный материал. А за год или два  это так просто не придёт. Такой ученик будет просто не подготовлен к учёбе в вузе. Да и полный отказ от оценок... Как-то это всё сомнительно. Цель обучения - не только приобретение новых навыков, но и знаний. А как оценить полученные знания, выявить пробелы, если таковые имеются?

Dark Rider написал(а):

Вальдорфский педагог хорошо знает каждого ученика, уделяет внимание именно его личности, его способностям, следит за процессом развития, подстраивается под его темпы усвоения информации и периодически дает родителям отчет о своем подопечном.

А допустим, что если у учителя есть любимчики и ученики, которых он не очень люит и ваш ребёнок относится к последним? Какое внимание он будет уделять его личности и будет ли вообще? Спорно как-то тут всё. Хотя, есть и определённые плюсы. Но мне больше кажется, что эта система больше подходит под садик-начальную школу, а в средних классах было бы неплохо переходить на традиционную систему обучения.

0

3

TigRina написал(а):

мне больше кажется, что эта система больше подходит под садик-начальную школу, а в средних классах было бы неплохо переходить на традиционную систему обучения.

Значит не я одна придерживаюсь такого мнения… Мне очень нравится что ребенка не перегружают в маленьком возрасте тем, что ему не нужно в данный момент… я считаю, что 3 летний ребенок может и не считать до 10, и не знать алфавит (и т.д) но мне очень нравится что дают возможность творчески реализоваться малышу…

(с)
Основные идеи и принципы работы
Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Я нашла недалеко от бабушек один такой сад… хочу узнать… что, как… и если мне все понравится – то я с осени хочу выйти на работу…

Сад находится в частном секторе, в большом светлом доме… мне кажется что там как дома)))
http://s51.radikal.ru/i132/0906/79/6dfa3bdb535b.jpg

http://i035.radikal.ru/0906/a6/e04e5adf3e3b.jpg

0

4

Классный садик! Только, наверное, дорогой очень...

0

5

TigRina написал(а):

Классный садик! Только, наверное, дорогой очень...

один ,который далеко от меня - стоит от 8000 рублей... это не самая страшная цифра))) может подороже... но лучше я буду зарабатывать и половину отдавать на сад а половину в семью, чем не буду зарабатывать вообще)))) да и лучше отдавать деньги за то, что нужно и полезно, а не абы куда спихнуть дитя... я так думаю)))

0

6

Dark Rider написал(а):

но лучше я буду зарабатывать и половину отдавать на сад а половину в семью, чем не буду зарабатывать вообще)))) да и лучше отдавать деньги за то, что нужно и полезно, а не абы куда спихнуть дитя... я так думаю)))

http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

0


Вы здесь » Дети радуги » Детский мир » Вальдорфская педагогика. Что думаем?