Школа, в которой не ставят оценок и не ругают... Школа, в которой вместо того, чтобы читать книги, танцуют, играют на флейте, лепят из глины и мастерят игрушки... Школа, в которой дети сами пишут для себя учебники... Одним словом – свободная школа. Так определяют свой метод преподавания и воспитания детей последователи вальдорфской педагогики.
Но свободной эта школа считается не оттого, что в ней правят анархия и беспорядок, а потому, что эта система не ставит физических и психологических преград ученику на пути развития в нем гармоничной, высокодуховной, творческой личности, способной успешно проявить себя в любой сфере человеческой деятельности.
Не пичкать знаниями?..
Последователи вальдорфской педагогики считают неправильным с самого раннего возраста пичкать ребенка большим количеством сухих академических знаний, как принято в традиционной образовательной системе. Это, по их мнению, противоестественно его природе развития. Ведь человек, по теории Рудольфа Штайнера – основателя методики, это своеобразная маленькая цивилизация. Он развивается постепенно, в сознании и физиологии Человека за его жизнь сменяются этапы, которые прошло на своем пути Человечество.
В вальдорфских детских садах строг запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение малышей. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому естественным законам природы, свойственно подражание. Поэтому познание происходит в действии.
Из истории методики
Более восьмисот вальдорфских школ в разных странах мира разделяют общий подход к образовательным идеям Рудольфа Штайнера. Австриец по происхождению, ученый, художник и философ основал первую вальдорфскую школу в1919 году в Штутгарте (Германия), где впервые был применен практический подход к образованию, основанный на глубоком понимании внутреннего мира ребенка: кто он такой, как он развивается, каким образом откликается на воздействие со стороны.
Задача вальдорфского образования – разностороннее обучение малыша. Такое обучение, когда затронуты и голова, и сердце, и руки. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Таким образом, в учениках формируется внутренняя потребность к познанию, что позволяет отказаться от системы соревновательных оценок и показателей.
А для учеников младших классов на их уровне развития наиболее свойственно устное творчество. Ведь не сразу человечество изобрело письменность в ее современном виде. Сначала из уст в уста передавались народные предания, мифы, сказания, былины... Первые надписи появлялись в виде рисунков и иероглифов, копирующих действительность. Поэтому в начальной школе обучение происходит в основном в устной форме, большое внимание уделяется народному творчеству: сказки, загадки, пословицы, былины, сказания, повести Ветхого Завета. У детей нет учебников. Они пока не занимаются чтением, но изучают буквы. Причем «выводят» их самостоятельно: рисуют, мастерят, изображают соответствующие письменным символам образы из окружающего внешнего мира. Так, как это делали наши предки, изобретая наскальные надписи.
К пятому классу социальное развитие становится главным в ребенке, и опять же по условию методики история и мифология древних цивилизаций обеспечивает ему эту потребность. В средней школе вводятся некоторые основные академические предметы, но и эти знания усваиваются не из учебников, а познаются сначала опытным путем.
Ребенок должен пережить, пропустить через себя полученные знания. Причем все науки преподносятся в тесной взаимосвязи между собой. Результаты своих наблюдений, впечатления, выводы, комментарии учителя ребята записывают и зарисовывают в тетрадь. Таким образом, дети сами пишут для себя учебник.
Ну а мышление старшеклассника, согласно данной методике, уже достаточно развито, чтобы усваивать знания в «чистом», академическом виде. К тому же впереди – выпускные экзамены. Теперь в ход идут и учебники, обобщая все то, что в образном виде и путем собственного опыта было постигнуто раньше. Кроме того, наступает период в жизни, когда необходимо сосредоточиться на какой-нибудь более узкой сфере знаний. Поэтому старшеклассник, если захочет, может выбрать для себя профилирующие предметы и уделять им больше внимания, нежели другим.
Искусство в себе?
Еще один из основополагающих моментов вальдорфской педагогики – искусство. То, чему в обычных общеобразовательных школах уделяют лишь толику внимания. Между тем, чтобы воспитать в ребенке творца, нужно развивать не только голову и руки, но и сердце. Да и потом: искусство – оно в природе вещей. И особенно нуждаются в творчестве маленькие дети. Воспринимая окружающий мир, ребенок получает от него импульсы и в ответ подражает ему, выливая свои действия в рисунок, танец, игру.
Так что основные занятия в вальдорфской школе, в отличие от обычной, – это рисование, живопись, музыка, обязательное обучение игре на музыкальных инструментах, декламация, драматическое искусство. С помощью художественных образов, созданных творцами всего мира, ребенок глубже понимает мировые процессы, особенности той или иной эпохи.
Особый вид искусства, который преподают только в вальдорфских школах и детских садах, – эвритмия. Это нечто, подобное танцу, где музыка или речь выражается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным нотам или звукам. Эвритмию также называют «видимой речью» или «видимой песней». И хотя она часто ставит в тупик родителей, незнакомых с вальдорфским образованием, дети с удовольствием отзываются на ее простые ритмы и упражнения, которые помогают им укрепить и привести в гармонию их тело и жизненные силы. Позднее старшие ученики разрабатывают сложные эвритмические представления поэзии, драматургии и музыки, таким образом глубже проникая в композицию и содержание.
То, что вы делаете руками...
Ручной труд – это третий «кит» вальдорфской педагогики. Чтобы познать мир во всей его целостности, ребенок должен научиться созидать. Каких только занятий нет в вальдорфских школах: и лепка из глины, и плетение корзин, и вязание, и шитье, изготовление игрушек. Из специального конструктора ребята строят модели дома, работают на школьном приусадебном хозяйстве. Именно поэтому изначально вообще все вальдорфские школы располагались в усадьбах, парках, на фермах, владели собственным земельным участком.
Делу – время
Учебная программа выстроена очень ритмично. Все занятия проводятся четко по графику. Каждый урок, день, неделя, месяц, год начинаются с того, что дети вместе с учителем ставят перед собой определенные цели, а заканчиваются подведением итогов и обобщением усвоенного.
Распорядок школьного дня подчинен «законам» наиболее эффективного усвоения детьми информации. День начинается с приветствия учителем каждого ученика лично. Дальше следуют чтение утреннего стихотворения, декламация, игра на флейте. Таким образом, дети плавно втекают в атмосферу основного урока, который занимает два следующих часа. Так, выстроенное расписание базируется на том, что утром ребенок наиболее восприимчив, а его умственная активность находится на самом пике. Итак, основной урок посвящен академическим знаниям и дается «эпохами». Первые четыре недели изучается, например, геометрия, следующие три недели – история и так далее. Дальнейшее учебное время разбито на более короткие промежутки – по 45 минут. Посвящены они изучению искусств (рисование, живопись, музыка), иностранных языков (с четвертого класса изучаются два языка), математики, русского языка и других предметов, которые не относятся в вальдорфской школе к числу основных. Вторая половина дня, когда концентрация внимания у ребят снижена, а физическая активность, наоборот, очень высокая, отдана играм, гимнастике, танцам, ручному труду.
Утро без отметок
В возрасте 7–14 лет, считают последователи Рудольфа Штайнера, для детей очень важно избрать для себя авторитет. В школе такой авторитетной фигурой является учитель. Именно поэтому идеальным вариантом считается, если на протяжении восьми лет у класса не меняется классный руководитель. С его помощью ребята лучше усваивают знания. Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает распространять свое внимание за пределы семьи. Школа должна стать для него своего рода вторым домом, а учитель – «третьим родителем». Некоторые исследователи, занимавшиеся вопросами вальдорфской педагогики и наблюдавшие ребят в классах и детсадовских группах, утверждают, что в них царит атмосфера общей доброжелательности.
Достигается это не только за счет внимательного и дружелюбного отношения учителей к ребятам, но и за счет отсутствия оценочной системы в школах. Вальдорфские педагоги считают, что оценки, похвалы, воспитание примером приводят лишь к соревновательности и развитию в ребенке заостренного внимания к собственной личности, эгоцентризма. По той же причине учеников сильно не ругают и не хвалят. Важно, чтобы стимулом к познанию были не похвала и поощрение, а сам процесс получения знаний. Не концентрируясь на самом себе, малыш учится адекватно воспринимать деятельность окружающих. Он интересуется творчеством одноклассников, помогает и в результате положительно оценивает работу другого. Кроме того, такие дети способны работать в коллективе, руководствуясь общими интересами и в то же время внося личный вклад в общее дело. («У меня лучше получается это, у тебя – другое, а у него – третье. Вместе у нас получится все».)
Оценки же выставляются лишь на контрольных и экзаменах, проводимых в общей системе образования, и на выпускных экзаменах в старших классах, когда ученики готовятся к поступлению в вузы. Внутри школы баллы никакой роли не играют.
Вальдорфский педагог хорошо знает каждого ученика, уделяет внимание именно его личности, его способностям, следит за процессом развития, подстраивается под его темпы усвоения информации и периодически дает родителям отчет о своем подопечном.
В вальдорфских начальных классах не бывает домашних заданий, потому что в этом возрасте малыш еще не в силах самостоятельно справиться с любой письменной работой. Ее за него делают, как правило, родители. Задания на дом начинают задавать с четвертого класса.
Надо насторожиться?
Знакомясь с принципами воспитания детей, сформулированными Рудольфом Штайнером, приходишь сначала в изумление: «Как это так: нет оценок?! Как можно учиться без учебников?!!», потом в восхищение: «А ведь здорово – учиться без оценок. И не читать скучные учебники, а самим их рисовать, проводить опыты, играть в драмкружке, учиться музыке, рукоделию... Такое разнообразие!..», а потом погружаешься в задумчивость: «Но позвольте!..» И вот тут начинается...
За годы учения в вальдорфской школе ребенок привыкает, что его действия никто не критикует и не оценивает. Но приходит пора поступать в вуз и нужно получить-таки эти самые оценки. Не будет ли это стрессом для подростков? Да и потом: жизнь за стенами школы достаточно жестока и прагматична. Нужно суметь и когти показать, когда потребуется, и громко, во всеуслышание сказать: «Я!» А что делать, если человек этого в принципе делать не умеет... Сможет ли он адаптироваться к новой реальности? А если не сможет, то насколько радостна и гармонична будет его жизнь? Ведь таких, как он, – единицы.
Следующий вопрос, который напрашивается: а что, если родители, разочаровавшись в вальдорфской школе, решат перевести ребенка в обычную? Или в районе проживания есть только вальдорфский садик, а школа будет «простой»? Или нет старших классов? Или школа по каким-то причинам закроется? Все-таки частное учреждение. Вальдорфские педагоги говорят, что проблем в этих случаях не возникнет. Ученику выставят оценки, а по знаниям он будет даже опережать будущих однокашников. Исключение – начальная школа: ведь в первых двух классах детей не учат читать. Так что переводиться в другое образовательное учреждение нужно, по крайней мере, закончив начальную школу. А вот переход из обычной школы в вальдорфскую будет сложнее. Причем чем дальше, тем больше. Потому что слишком уж специфичны предметы и методика образования в целом.
Некоторые исследователи, а также представители православной церкви обвиняют вальдорфскую систему в сектантстве. Мол, занимаются теософией, искажают смысл Библии. Сами же вальдорфские педагоги объясняют свое отношение к религии так: «В смысле принадлежности к определенной секте или конфессии мы не религиозны, однако школа стремится к духовной ориентации и в основном опирается на христианство. Христианские праздники отмечаются и классами и школой. Что же касается преподавания религиозной доктрины, то оно не входит в школьную программу, и вальдорфскую школу посещают ученики разных вероисповеданий. Духовное наставничество направлено на пробуждение у ребенка естественного восхищения чудом и красотой жизни».
Все ученики и учителя вальдорфских школ широко отмечают четыре праздника, соответствующие временам года: Михайлов день (осень), Рождество (зима), Пасха (весна) и Иоаннов день (лето). Они связывают человека с ритмами природы и космоса и приобщают детей к культуре празднования, которая была утеряна современными цивилизациями.
Возможно, кого-то насторожит и такой момент: вальдорфские учителя поощряют тех родителей, которые убирают из дома телевизоры и компьютеры. Эти признаки цивилизации, по их мнению, – наибольшее зло, которое можно причинить детям.
Но как же быть, если мы живем в цивилизованном мире? В XXI веке. Будет ли ребенок, не знакомый с современными средствами массовой коммуникации, полноценным представителем своего общества?.. Хотя, возможно, кого-то такой подход к делу очень даже обрадует. Ну действительно: сколько можно крови и бестолковых мультиков? Лучше общаться с природой и учиться искусствам... (с)